[ad_1]
В эпоху европейского Просвещения была разработана концепция философия и эстетика, называемая возвышенным. В искусстве, литератураВ произведениях интеллектуалов и интеллектуалов возвышенное относилось к впечатляющим возможностям природы и красоты, характеристикам, которые художники и мыслители стремились воспроизвести в своих собственных работах и даже применить к этике.
Концепция возвышенного включает в себя внутренний конфликт, который возникает из-за оценки красоты с чувством трепета, изумления и непонимания вечного. Философы обсуждали этот конфликт и предположили, что нашей целью должно быть гармоничное слияние разума с эмоциями, и поэтому возвышенное стало элементом великого сдвига в эпоху Просвещения, когда на смену разуму пришел разум. религия как доминирующую движущую интеллектуальную силу.
Истоки возвышенного
Идея возвышенного возродилась в эпоху Просвещения благодаря переводу Буало древнего текста в 1672 году. Этот текст, заново открытый только в 1554 году, был О возвышенномкоторый, как тогда считалось, был написан Лонгином, Греческий автор I века н.э. Дж. У. Йолтон резюмирует мысли Лонгина о возвышенном следующим образом:
…то качество, которое придает особую силу произведениям искусства и литературы; оно опирается прежде всего на величие идей и способность к сильным эмоциям, дополненные некоторыми чертами риторики; возвышенность – это отголосок благородного ума и страстного сердца.
(508)
Хотя Лонгин в первую очередь занимается поэзией и ораторским искусством, он также пишет о возвышенном в природе и о том, как впечатляющие природные особенности и явления, такие как широкие равнины, скалистые горы и мощные реки, могут вызвать у всех (или у большинства) из нас удовольствие от созерцания. их и более ясное ощущение близости к божественному.
Оксфордский философский словарь дает следующее определение возвышенного: «Возвышенное есть великое, страшное, благородное, рассчитанное на то, чтобы возбуждать чувства гордости и величия, а также трепет, а иногда и ужас» (462-3). Тогда возвышенное создает странную смесь чувств, таких как удовольствие, трепет, тревога, личная незначительность и даже страх и ужас; подумайте о смешанных эмоциях, например, когда вы стоите над пропастью и смотрите вниз на величественный норвежский фьорд.
Многие мыслители эпохи Просвещения считали возвышенное частью своей философии.
Идея возвышенного в природе и искусстве захватила воображение многих писателей, художников и философов эпохи Просвещения. Возвышенное, с его сосредоточением на безмерном величии и непостижимых смыслах, казалось, противоречило прогрессу, достигнутому наука где открытие законов и порядка природы было целью познания. Философы пытались примирить этот конфликт между эмоциями и разумом и показать, что разум действительно может триумф над природой. Широкий круг мыслителей эпохи Просвещения считал возвышенное частью своей философии, но здесь, в интересах пространства и ясности, мы рассмотрим только три.
Берк о возвышенном
В АнглияВ частности, писатели и литературные критики стали подчеркивать возвышенное либо в опыте путешествий, либо в критике существующих великих произведений. потерянный рай Джона Мильтона (1608–1674), опубликованная в 1667 году, часто описывалась как величайший образец возвышенного в английском искусстве. Философам не потребовалось много времени, чтобы обратиться в своем глубоком анализе к этой старой, но новой концепции. Наиболее известно оценку возвышенного дал Эдмунд Берк (1729-1797) в своем Философское исследование происхождения наших представлений о возвышенном и прекрасном, опубликованный в 1757 году. Берк искал скорее объяснения возвышенного, чем «красота природы» или «красота искусства», и поэтому он проанализировал, что именно может вызывать это чувство, отделяя красоту от ее причин. В этой работе Берк «исследует природу «негативных» удовольствий, то есть иррациональных и смешанных чувств удовольствия и боли, влечения и ужаса» (Йолтон, 72). Как резюмирует Йолтон, «Берк находит источники возвышенного в таких качествах, как темнота, власть, пустота, темнота, одиночество, тишина и необъятность, которые передают идеи боли и ужаса, не вызывая при этом физической опасности» (508). Для Берка возвышенное — это, в конечном счете, взаимодействие разума и эмоций. В то время как красота определяется как «красивые» вещи, возвышенное описывает сложное удовольствие, несущее в себе привкус опасности или беспокойства. Берк утверждает:
Все, что способно каким-либо образом возбуждать идеи боли и опасности, то есть все, что в каком-либо отношении ужасно, или знакомо с ужасными объектами, или действует способом, аналогичным ужасу, является источником возвышенного ; то есть оно порождает самые сильные эмоции, которые способен чувствовать разум.
(Робертсон, 507)
Историк С. Блэкберн так описывает значение работы Бёрка: «[It] ознаменовал очень ранний романтический поворот от эстетики ясности и порядка 18-го века в пользу воображаемой силы безграничного и бесконечного, невысказанного и неизвестного» (66). Берк бросал вызов идее, что разум всегда был лучшая способность иметь дело с миром и расширять наши знания о нем. Разум был краеугольным камнем Научная революция и движение Просвещения, но Берк, тем не менее, настаивал на том, что эмоции (то, что мы сегодня могли бы назвать интуицией или творческим воображением) имеют место в процессе обучения. Берк писал:
Все, что обращает душу внутрь себя, имеет тенденцию концентрировать ее силы и готовить ее к все более и более сильным полетам науки. Всякий раз, когда мудрость нашего Создателя намеревалась затронуть нас чем-либо, он не ограничивал осуществление своего замысла вялым и ненадежным действием нашего разума; но он наделил его силами и свойствами, которые предотвращают [i.e anticipate] разумение и даже воля, овладев чувствами и воображением, пленяют душу прежде, чем разум будет готов либо присоединиться к ним, либо противостоять им.
(Хэмпсон, 193)
Берк далее приводит пример чего-то, что напоминает величественное звездное небо:
Звездное небо, хотя оно и встречается нашему взору очень часто, всегда возбуждает идею величия. Это не может быть следствием чего-либо в самих звездах, если их рассматривать отдельно. Число, безусловно, является причиной. Кажущаяся беспорядок увеличивает величие, ибо видимость заботы совершенно противоречит нашим представлениям о великолепии. Кроме того, звезды лежат в таком кажущемся беспорядке, что в обычных случаях невозможно их сосчитать. Это дает им преимущество своего рода бесконечности.
(Робертсон, 508)
Берк предполагает, что в искусстве немного неясности полезно, когда вы пытаетесь вызвать в воображении возвышенное. Он отмечает, что картины часто слишком ясны и порой выглядят немного фальшиво или даже нелепо; он приводит пример попытки изобразить ад на картине маслом. Таким образом, литература, и особенно поэзия, говорит Берк, более эффективна в передаче возвышенного, поскольку воображению читателя предоставляется возможность заполнить пробелы. Идея о том, что упражнение ума имеет первостепенное значение для возвышенного, была развита следующим философом, занимавшимся этой концепцией.
для Канта возвышенное — это упражнение и овладение собой как моральными существами.
Кант о возвышенном
Иммануил Кант (1724-1804) сильно интересовался возвышенным, хотя и был склонен к его возможностям в отношении этики. В 1764 году Кант опубликовал Наблюдения о прекрасном и возвышенном. Другая работа, в которой он обсуждает эстетику, — Критика суждения, опубликованная в 1790 году. Кант излагает точку зрения, согласно которой переживание возвышенного является делом интуиции; это субъективный опыт, и поэтому он смещает фокус с того, что вызывает или содержит возвышенное, на эмоциональную и интеллектуальную структуру каждого человека, которая определяет его конкретную реакцию. Кант заметил, что, используя наш разум для преодоления необъятности силы природы или, по крайней мере, для создания некой гармонии между разумом и эмоциями, возвышенное «поднимает душу над высотой вульгарной банальности» (Блэкберн, 463). Это все очень хорошо — созерцать природу, не выходя из кресла; те, кто видел обширную горную цепь с высокой вершины или мощь бушующего океана во время грозного шторма, могут возразить, что обычно побеждает природа. Однако Кант утверждал, что, поскольку разум превосходит все физические вещи, возвышенное действительно должно быть найдено в нефизическом. Возвышенное — это человеческая реакция на физически впечатляющее или прекрасное, прежде всего, это упражнение и овладение собой как моральными существами.
Уолстонкрафт на возвышенном
Еще одним мыслителем, стремившимся углубиться в возвышенное, был Мэри Уолстонкрафт (1759-1797). Путешествуя по Скандинавии, она описала в своей жизни классический возвышенный опыт. Письма, написанные во время кратковременного проживания в Швеции, Норвегии и Данииопубликованный в 1796 году. В следующем отрывке она описывает свою реакцию на впечатляющий водопад, воплощая в практическом опыте те же идеи, на которые Берк и Кант ссылались в теории:
Достигнув каскада, или, вернее, водопада, рев которого давно возвещал о своей близости, моя душа устремилась водопадом в новую череду размышлений. Стремительный вырыв бьющегося потока из темных полостей, насмехавшихся над исследующим глазом, вызывал такую же активность в моем уме: мои мысли метались от земли к небу, и я спрашивал себя, почему я прикован к жизни и ее страданиям? Тем не менее бурные эмоции, которые вызывал этот возвышенный объект, были приятными; и, глядя на него, душа моя с новым достоинством поднялась над своими заботами – хватаясь за бессмертие – казалось невозможным остановить течение моих мыслей, как всегда меняющийся, но все тот же поток передо мной – я протянулся моя рука к вечности, перепрыгивающая через темное пятнышко грядущей жизни.
(Робертсон, 510)
Наследие
Возвышенное, с его идеей сочетания эмоций и разума в одном опыте, сильно повлияло на романтизм, художественное движение, которое длилось примерно с 1775 по 1830 год, где упор был сделан на новые формы и способы выражения. Романтизм был совершенно менее формальным по правилам и структуре, более спонтанным и гораздо более эмоциональным по сравнению с тем, что было раньше. Романтизм отдавал предпочтение кантовской интерпретации возвышенного как личного дела, поскольку художники теперь специально стремились тронуть человека, который взаимодействовал с их работой. Эти амбиции будут продолжены более поздними движениями, такими как импрессионизм, неоимпрессионизм и символизм. Перефразируя Пабло Пикассо (1881-1973), искусство больше не должно копировать природу, а действовать как природа. Короче говоря, если гора могла вызвать в воображении возвышенное, то же самое могла бы сделать и картина или скульптура.
Другое родственное движение, также связанное с XIX веком, — это эстетизм. Эстетизм, поддерживаемый такими художниками, как Оскар Уайльд (1854–1900), провозгласил, что самая благородная цель человеческого существования — ценить искусство и красоту. Более того, ни искусство, ни красота никогда не должны ограничиваться моральными соображениями, поскольку эти две вещи не имеют (или не должны иметь) какой-либо конкретной моральной или политической цели.
Идея возвышенной красоты и силы природы помогла сформировать еще один новый образ мышления, который часто называют экологической этикой. Здесь природа ценится сама по себе, независимо от какой-либо реальной или потенциальной пользы человечеству. Неспособность оценить эту ценность, даже несмотря на то, что ее трудно измерить и сформулировать, считается эстетическим провалом.
[ad_2]
Source link