[ad_1]
Мистерийные культы или мистические религии представляли собой древние религиозные объединения, характеризующиеся секретностью и обрядами инициации. Обычно они окружали одно главное божество, но некоторые мистические культы в своих обрядах почитали несколько божеств. Члены мистических культов были обязаны сохранять тайну культовых ритуалов и знаний, что повышало престиж культа.
В отличие от многих современных религий, мистические культы не были закрытыми системами веры. Посвящение в мистический культ не влекло за собой отказа от всех других богов, и посвященные продолжали участвовать в основной религиозной жизни. Это сделало мистические культы дополнением к традиционным греко-Римский религиозные практики, в отличие от альтернативы. Культы мистерий вышли из моды в поздней античности, когда христианство стал доминирующим. Некоторые черты мистических культов параллельны аспектам раннее христианствотакие как рассказы о воскресении, но в популярной истории эти сходства часто преувеличиваются.
Этимология и определение
Историки определяют мистические культы на основе их общих черт, таких как тайна и обряды инициации, а также терминологии, используемой для их описания древними комментаторами. Греческий словом, обозначающим тайный культ, было «тайна«. Человек, присоединившийся к тайна был тайны, что означает посвященный. Эти слова имеют неясную этимологию. Некоторые историки предполагают, что эти слова могут быть связаны с греческим глаголом «мейн«, что означает «закрыть». Это может быть отсылка к закрытым губам, подразумевающим секретность, или это может относиться к закрытию глаз и открытию их для просветления.
Посвященные давали обет хранить тайну при вступлении в таинственный культ, что не позволяло посторонним узнать слишком много о его внутренней работе.
Религия в древности Средиземноморье была политеистической, люди участвовали в обрядах в честь множества богов. Коллективные религиозные мероприятия, такие как фестивали и храм обряды, были особенностью участия общественности в гражданской жизни. Мистерийные культы имели более частный характер, и их доктрины часто были ориентированы на личность. Посвященные давали обет хранить тайну при вступлении в таинственный культ, что не позволяло посторонним узнать слишком много о его внутренней работе. Тайна этих культов означает, что зачастую мало что известно об их внутренних обрядах, доктринах и развитии.
Большинство мистических культов в своих богословских доктринах уделяли большое внимание личному спасению. Это спасение может принять форму практических даров, таких как здоровье, богатство и безопасность, или духовных даров, таких как блаженная загробная жизнь. Некоторые мистические культы стали популярными, поскольку считалось, что их божества особенно отзывчивы на молитвы. В некоторых мистических культах это обещание спасения распространялось и на загробную жизнь. Эти доктрины контрастировали с преобладающей верой в несчастную загробную жизнь для всех, за исключением тех, кто был обожествлен в смерть.
Истоки и развитие
Историк Вальтер Буркерт охарактеризовал мистические культы как «экспериментальный» тип религии, основанный на различных ранее существовавших религиозных практиках. Различные мистические культы древности не все имели общее происхождение. Вместо этого они развивались независимо в таких регионах, как Греция, Персия, Анатолияи Египет в разное время и в разных контекстах. Практика принесения обетов различным богам в трудные времена — основной аспект древней политеистической религии — вероятно, превратилась в культовые посвящения и обряды, основанные на принесении обетов.
Самые ранние свидетельства мистических культов происходят из Греции VI века до нашей эры. Некоторые из этих ранних мистических культов, такие как Элевсинские мистерии, возможно, возникли в результате аграрных праздников, связанных с посадкой и сбором урожая. Символика и мифологические циклы многих мистических культов тесно связаны с плодородием и сельскохозяйственным циклом сбора урожая и возрождения. Все они включали смерть божественных фигур, что обычно приводило к воскрешению или возрождению в той или иной форме. Эти истории разыгрывали цикл жизни и смерти, свидетелями которого древние люди были в мире природы. Посредством участия в собственном символическом возрождении посвященные надеялись поделиться силой этого цикла.
Многие мистические культы сосредоточены на богинях-матерях и их супругах, например, римская Magna Mater (Кибела), Египетский культ ИсидаЭлевсинские мистерии (Деметра и ее дочь Кора), а также андийские мистерии. Эти культы имели тенденцию подчеркивать плодородные, животворящие аспекты этих божеств. Мужские фигуры, связанные с этими культами, часто имели женские характеристики, такие как самокастрация бог Аттис или часто женский бог Дионис. Некоторые другие культы, в первую очередь римский культ Митры, были организованы вокруг мужских божеств.
Культовые обряды и инициация
Присоединение к таинственному культу было добровольным процессом, в ходе которого человек решал пройти тайные обряды инициации в надежде достичь более высокого уровня духовного осознания. Благодаря этому осознанию посвященные надеялись достичь более близких отношений с конкретным богом. Посвящение в мистические культы могло принимать различные формы, но большинство из них требовало принятия какого-либо обета и прохождения священного процесса. Митраистский культ, в который допускались только мужчины, требовал от своих посвященных прохождения испытаний на мужество и стойкость.
В отличие от официальных религий, в которых от человека ожидалось внешнее проявление преданности местным богам, полис или государства, мистерии подчеркивали закрытость и конфиденциальность богослужения внутри закрытых групп. Человек, выбравший посвящение, вступал в объединение людей, объединенных стремлением к личному спасению.
(Мейер, 4)
Многие культовые посвящения включали символическую смерть и возрождение участников. Обычно это выражалось в том, что посвященных оставляли в темноте или завязывали им глаза, а затем ритуально выводили их на свет как часть их возрождения к просветлению. Многие культовые посвящения также включали ритуальную трапезу хлеба и вина. Будучи посвященными в культ, его членам часто приходилось придерживаться изменения образа жизни, например, вегетарианства, предписанного орфическими мистериями. Во многих культах также была специальная одежда, которую участники могли носить во время религиозных церемоний, например, красочная парадная одежда или простая льняная одежда, символизирующая чистоту.
Внутри культа существовали разные уровни посвящения. Большинство членов, вероятно, были мотивированы присоединиться к группе по социальным причинам, привлеченным привлекательностью принадлежности к группе. Некоторые мистические культы могли также передать чувство престижа своим членам, а другие были очень эгалитарными, позволяя людям из разных социальных классов взаимодействовать на равных. Помимо тайных обрядов, многие культы также проводили публичные церемонии, такие как пиры и шествия во время религиозных праздников. Эти мероприятия часто включали такие развлечения, как пение, танцы или театр. Процессии Великой Матери и Исиды особенно славились своими размерами и зрелищностью.
Особо преданные члены надеялись обрести духовное просветление посредством участия в священных обрядах. Очистительные ритуалы часто включали купание или периоды поста и сексуального воздержания. Как и во всех древних средиземноморских религиях, важную роль в богослужении играли жертвоприношения животных и другие подношения. Те, кто мог себе это позволить, могли также заказать святыни и другие памятники в честь главных божеств культа.
Преследование
Мистерийные культы часто вызывали споры в древнем мире из-за своей секретности и популярности. Некоторые культы также подрывали основные социальные нравы, особенно те, которые позволяли различным социальным группам – таким как рабы и свободные люди – свободно смешиваться. Дионисийские мистерии часто подвергались нападкам как потому, что их жреческое руководство включало в себя мужчин и женщины, и потому, что его церемонии были связаны с винопитием, экстатическим безумием или ритуальным безумием и, возможно, с сексуальными обрядами. Это привело к подозрению, что культ способствовал хулиганству, преступности и безнравственности.
В Древнем Риме отношение к мистериальным культам иностранного происхождения было неоднозначным. Некоторые культы, такие как Magna Mater, были легко ассимилированы римскими культами. культура как краеугольные камни традиционной религии. Другие, такие как культ Исиды, претерпели циклы толерантности и ксенофобских преследований, поскольку отношение общества к иностранцам колебалось. Растущая нетерпимость к иностранным культам в I веке до нашей эры не помешала их широкому распространению, поскольку граждане на всей территории Римская империя привели с собой своих богов.
Отношение к христианству
В начале 20 века многие историки начали предполагать, что христианство заимствовало элементы из мистических культов или что мистические культы конкурировали с христианством как новые религии в поздней античности. Сходство между христианскими обрядами и мистериальными культами отмечали даже древние авторы, которые размышляли о их возможном общем происхождении. Некоторые христианские богословы, такие как Тертуллиан и Юстин Мученик, предположил, что искаженные имитации христианских обрядов были внедрены в мистические культы. Сравнения христианства и мистических культов обычно проводятся в современных поп-исторических трактовках религии.
Однако большинство сходств на самом деле поверхностны и связаны с общим культурным контекстом, в котором они развивались. Употребление сакраментального хлеба и вина в качестве духовной пищи в мистериях, подобных культу Митры, сравнивают с Евхаристией, но это лучше объяснить значением хлеба и вина в средиземноморской диете. Точно так же общий акцент на братстве, искуплении и воскресении отражает широко применимые социальные проблемы.
Маловероятно, что мистериальные культы напрямую повлияли на богословское развитие христианства или его популярность в древнем Средиземноморье. Историк Ян Бреммер отметил, что в некоторых случаях вдохновение шло в противоположном направлении. Например, распространение Евангелия привело к распространению подобных повествований о воскресении в языческих Римская литература.
Тот факт, что посвящение в Мистерии могло быть дорогостоящим делом и что культ Митры был ограничен мужчинами, означал, что языческие Мистерии не составляли конкуренции христианству на религиозном рынке, поскольку последнее всегда получало молодых и старых, богатых и бедных, мужчин и женщин. самка в его лоно. Более того, в отличие от мистерий, христианство не было эзотерическим, а поначалу открыто провозглашало свое послание, понятное всем.
(Бреммер, 165)
Хотя возникновение христианства привело к исчезновению мистических культов, маловероятно, чтобы мистический культ мог занять место христианства. В отличие от христианства, эти культы обычно имели ограниченное число членов, и ни один мистический культ никогда не приближался к тому, чтобы стать доминирующей религией. Даже самые эгалитарные мистические культы не могли приблизиться к межсоциальной привлекательности христианства. Кроме того, уникальность христианства заключалась в том, что его приверженцы должны были отречься от всех других богов и не участвовать в языческих обрядах.
[ad_2]
Source link